|
|
Без скрипа
Пластмассовые панели автомобилей отечественного производства скрипят.
Это - аксиома. Борьба с посторонними шумами у нас относится к глубокому
тюнингу. Но,
оказывается, можно жить без поскрипывания и похрустывания. Обивку и
декоративные панели массовых автомобилей уже давно не делают из
натуральных материалов. Пластики упрощают технологию сборки, допускают
смелые дизайнерские решения, практичны в эксплуатации. Одна беда -
скрипят при взаимном перемещении.
"Заглушить" пластик пытаются по-разному: кто-то из автопроизводителей
подклеивает с изнанки мягкий полимер типа поролона. Отчаявшиеся
автомобилисты уродуют декор и силовые элементы саморезами. Радикалы
заказывают кожаную обивку.
Победить "солистов" можно на время, навсегда - никогда. Панели по тем
или иным причинам (ремонт, антикоррозия, дополнения проводки) приходится
снимать. И - начинай все сначала. Сколько миллионов "тюльпанов"
переломано в дверях классических "Жигулей"? Накладки с защелками в
салонах некоторых иномарок пощипали содержимое многих карманов:
обломалась пара пластиковых "клопов" - меняй всю деталь. Порой
автовладелец, сняв, скажем, обивку багажника, оставляет ее в гараже -
ставить на место хлопотно, вдруг опять проводка забарахлит?
Поправило дело достижение двух-трех последних десятилетий - "липучки". "Самоклейки"
особо не прижились по причине "одноразовости" - малейшее загрязнение
снятой детали грозило сделать липкое нелипким. "Путанкам" - системам
петелек и крючков (именно их у нас принято называть "липучками") повезло
больше. По сути это первое высокотехнологичное, быстрое и удобное, а
главное - достаточно надежное "звукопоглощающее" соединение.
Но и здесь без проблем не обошлось. Вес удерживаемых панелей ограничен,
соединение постепенно утрачивает цепкость, крючки и петельки так же
страдают от грязи.
Определенного прорыва в нелегком арматурном деле добилась (в который уже
раз!) американская компания ЗМ. Здесь не стали почивать на лаврах после
того, как изобрели всемирно известный нынче скотч, и продолжают удивлять
мир своими необычными, иной раз не видимыми без увеличительного стекла
диковинками.
На смену крючочкам-петелькам пришли грибки. Пластины с множеством
маленьких грибоподобных "отростков" при сдавливании сцепляются между
собой с прочностью, достойной небольшого самореза. При этом количество
циклов "снял - поставил" исчисляется тысячами, а "грузоподъемность"
нового соединения такова, что основными покупателями "застежек"
моментально стали железнодорожники. Даже наш родной Тверской
вагоностроительный завод опробовал застежки ЗМТМ Dual LockТМ в вагонах
повышенной комфортности.
Разместить половинки застежек на панелях - дело техники. На выбор
предлагаются самоклеющаяся подложка, твердое основание с отверстиями под
саморезы и заклепки, пластиковые "клопы" и просто клеевое соединение.
Простор для мысли.
В автомобилестроении застежкам Dual LockТМ также нашлось применение.
Практически любая панель становится тихой и не только быстро- и
легкосъемной, но и простоустанавливаемой.
Повертев в руках присланный в редакцию образец, я "приклеил" к панели
приборов сотовый телефон. Получилось почти изящно. Жаль, что ЗМ
предпочитает считать свои изделия на миллиарды штук. Если бы новые
липучки продавались поштучно, я бы обклеил ими весь салон - барахла в
нем болтается предостаточно.
<<НАЗАД
|