Чтобы шум не досаждал
Многие автовладельцы недовольны акустическим комфортом в
салоне. Поэтому и обращаются в специализированные центры
для «обесшумливания» как дорогих иномарок, так и
подержанных машин отечественного производства.
Шумы, досаждающие сидящим в салоне, бывают четырех
видов: скрип кузовных и декоративных панелей,
возникающий при их взаимном перемещении при вибрациях
из-за очень низкой жесткости кузова; шум от различных
узлов и агрегатов; аэродинамический шум, а также
резонирование кузовных и декоративных панелей при
звучании аудиосистемы.
Каждому свое
Скрип и дребезжание кузовных и декоративных панелей
обычно возникает в недорогих автомобилях – старых
иномарках, а также в отечественных машинах. Для его
устранения можно использовать полоски минеральной ваты,
мягкого поролона и мастику. Хороший результат дает
применение поролона и мастики. Первый не позволит
деталям соприкасаться, вторая – зафиксирует их. Однако
следует помнить, что мастика в жаркие дни долго будет
издавать специфический запах. Кроме того, можно
воспользоваться специальной тканью – ею оклеивают места
соприкосновения пластиковых деталей. Такая обработка у
специалистов стоит около $130.
Избавиться от шума узлов и агрегатов помогает
регулировка и замена изношенных деталей. Если же с
состоянием автомобиля все в порядке, а шум по-прежнему
досаждает, его можно уменьшить, обклеив
шумоизоляционными материалами большие плоские и гнутые
поверхности: пол салона и багажника, внутреннюю
поверхность крыльев и дверей, пожарную перегородку
(между моторным отсеком и салоном), шляпную полку. Не
стоит оставлять без внимания и места крепления к кузову
элементов подвески, ведь через них передаются вибрации
от неровностей дороги. Для шумоизоляции салона можно
использовать различные материалы: от самодельных из
сырой резины и прессованных отходов текстиля или дешевых
войлочных матов с битумной пропиткой до изделий среднего
ценового уровня («Автопласт», «Стандартпласт»), а также
дорогих, например, Terodem и Dynamat. Среди
профессиональных материалов есть изделия специального
назначения, например, только для шумоизоляции моторного
отсека. Они маслобензостойкие и негорючие. «Кустари»,
борющиеся с шумами в условиях гаража, для шумоизоляции
пожарной перегородки, передних крыльев в подкапотном
пространстве могут использовать минеральную вату и
лавсановую пленку. Они устойчивы к агрессивной среде,
негорючие и неплохо «удерживают» панели от вибрации.
Если детали салона «поют» из-за мощной акустической
системы, без дорогих и качественных материалов не
обойтись. Ведь амплитудно-частотная характеристика
музыкальных произведений охватывает широкий диапазон
резонирующих частот. В этом случае подойдут голландский
Caliber, американские Dynamat, Pylemat и т. д.
«Подпевающие» детали определяют на ощупь, прижав к
«подозрительному» месту ладонь. Как правило, это
опять-таки большие плоские поверхности, чаще –
пластиковые.
Что сколько стоит
Один из лучших способов сэкономить на шумоизоляции –
использовать различные материалы, в зависимости от
характера проблемы. Например, если скрипит пластиковая
накладка на колесной нише, ее можно просто «приклеить» к
металлу толстым слоем битумно-каучуковой мастики (банка
весом 4 кг стоит около 9 грн.). Она же является отличным
антикором. Если гудят наружные дверные карты – на них
изнутри (на 50 – 60% площади) достаточно приклеить
шумоизоляционный мат («Автопласт» – $22 – 27 за м кв., «Стандартпласт»
$7 – 25 за м кв.). Шум от качения шин лучше всего слышен
через пол. Поэтому есть смысл его обработать. На рынке
комплект войлочно-битумных матов на пол «классики» стоит
около 40 грн. Для автомобилей других марок – чуть
дороже. Чтобы устранить скрип, исходящий от дверей,
шляпной полки и торпедо, придется раскошелиться на
Terodem ($43 – 47 за м кв.), Dynamat ($55 – 76 за м кв.)
или Caliber (от $27 за м кв.).
Для полной шумоизоляции, например, «девятки» потребуется
примерно 26 м кв. материала, что обойдется в сумму около
$500. Обязательно подлежат обработке колесные ниши и
арки, пожарная перегородка и дверные карты. Комбинируя
различные материалы, удается добиться приемлемого
результата при относительной экономии средств. Например,
«успокоить» подпевающий салон можно материалами Dynamat,
ниши, колесные арки и пожарную перегородку – «Автопластом»,
на пол салона и в багажник приклеить мастикой
битумно-войлочный, пенополиэтиленовый или
пенополиуретановый ковер, между скрипящими пластиковыми
панелями проложить полоски поролона, а моторный отсек
обработать минеральной ватой и лавсановой пленкой.
Однако не стоит забывать, что шумоизоляционные материалы
относятся к таким, о которых справедливо говорят: дорого
– значит качественно. Дорогие изделия эффективнее,
тоньше и при этом меньше весят. К тому же с ними проще
работать. Можно залить весь пол битумом и покрыть
обычным рубероидом, но пользы от этого мало, а
трудозатрат – много. К тому же запах мастики, как и
большинства недорогих антикоров, будет очень долго
выветриваться из салона.
Как видим, качественная шумоизоляция автомобиля –
операция не из дешевых. К тому же во многих моделях
довольно сложно добиться положительного результата.
Профессионалы неохотно берутся за работу над «Нивами»
из-за их шумной трансмиссии и над «девятками», «Тавриями»
из-за их конструктивных особенностей. Неожиданно много
усилий требуется на обработку популярных у нас
автомобилей Daewoo и Chevrolet. Чтобы «успокоить»,
например, Lanos, потребуется почти 27 м кв. материала, а
для Aveo – на 3 м кв. больше. Влетит в копеечку и
«доводка» последних моделей от Mercedes, Audi, BMW.
Невзирая на то, что уже на конвейере их серьезно
«обесшумливают», работа с ними обойдется даже дороже,
чем с другими авто из-за высокотехнологичного (и поэтому
сложного для разборки-сборки) салона. |